В сказочном балете «Щелкунчик» Григоровича зритель увидит яркую иллюстрацию борьбы между прозой и поэзией, между механическим и живым. Гости, которые движутся на едином ритмическом ходу, как марионетки, представляют мир прозы, мир механического и кукольного. Они не замечают красоты жизни, даря детям игрушки, но не замечая, что сами уже стали похожи на кукол. Но ребенок, Маша, полна доверия и сочувствия, она ждет чуда и верит в него. Ей дарят куклу Щелкунчика, которая, хоть и смешная и нескладная, но она живая и полна чудес.
Символизм конца старого механического мира и начало новой жизни, где поэзия, живые чувства и чудеса возможны. Именно такие идеи и философские обобщения делают сказочный балет «Щелкунчик» таким ярким и запоминающимся произведением искусства.